«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

Результаты комплексного социологического исследования

«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

25 августа – 2 сентября 2011 года



«Риэлторские услуги глазами одесситов»

25 августа – 1 сентября 2011 года


Всего, по квотной районированной выборке, с учетом основных социально-демографических характеристик населения Одессы, было опрошено 1000 респондентов, которые представляют взрослое население города в возрасте от 18 лет. Квотами в выборке были: возраст, пол, уровень дохода и район, в котором проживает респондент. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/-3,2%.

 

Как часто Вам приходится/приходилось осуществлять сделки на рынке недвижимости (покупка/продажа/аренда)?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Имеете ли Вы опыт работы с посредникам на рынке недвижимости (риэлторы)?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Как Вы в целом оцениваете свой опыт сотрудничества с риэлторами?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

По Вашему мнению, какими качествами должен обладать риэлтор?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Чем Вы руководствуетесь (руководствовались бы) при выборе посреднической компании?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

За что, по Вашему мнению, риэлтор должен получать комиссионное вознаграждение?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Кто, по Вашему, должен контролировать рынок недвижимости в Украине?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

«Рынок недвижимости глазами риэлторов»

29 августа – 2 сентября 2011 года


С 29 августа по 2 сентября 2011 года Одесский филиал Института Горшенина провел социологическое исследование на тему «Рынок недвижимости глазами риэлторов». Всего, по квотно-гнездовой выборке, было опрошено 459 респондентов. Исследованием были охвачены все категории лиц, задействованные на рынке недвижимости (сотрудники агентств, риэлторы-частные предприниматели и частные (незарегистрированные) риэлторы.

 

В каком качестве Вы работаете на рынке недвижимости?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Сколько лет Вы работаете на рынке недвижимости?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Чем Вы пытаетесь привлечь клиента?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Есть ли по Вашему мнению, необходимость в специализированном документе, регулирующим риэлторскую деятельность?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Кто, по Вашему, должен контролировать рынок недвижимости в Украине?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Необходимо ли, по Вашему мнению, лицензирование деятельности риэлтора ?
«Рынок риэлторских услуг г. Одессы»

 

Результаты фокусированного группового интервью

26 августа 2011 года


Первая группа:

Количество участников: 6 человек.
Состав группы:
возраст: 35 - 45 лет 50%, 46 - 55 лет 50%;
опыт работы на рынке недвижимости: 70% - более 10 лет, 30% - менее 10 лет
пол: 50% мужчин, 50% женщин.

Вторая группа:

Количество участников: 7 человек.
Состав группы:
возраст: 35 - 45 лет 50%, 46 - 55 лет 50%;
опыт работы на рынке недвижимости: 80% - более 10 лет, 20% - менее 5 лет
пол: 60% мужчин, 40% женщин.

 

состояние рынка одинаково влияют как экономические, так и неэкономические (политика, слухи) показатели

«Думаю, что экономические»

«Я думаю, что два фактора: это кредитование ….– это первое, т.е. наличие денег на рынке

и второе такое, как бы косвенно экономическое – это курс доллара»

«Слухи: россияне приедут сейчас и всё купят и сразу же у нас цена поднимается»

«Еще политический аспект, когда сейчас идут слухи у кого забрали какой бизнес, кого-то как-то напрягли, кого как наказали людио продают свое жилье и уезжают, это влияет»

«Политика и плюс слухи»

«Зависит от истерик. Сейчас новая истерика - дефолт, поэтому скупают, в основном, жилую недвижимость, хотя и коммерческую, но редко».

«У нас очень много аналитиков в средствах массовой информации, которые всё время прогнозируют либо поднятие цен, либо, что цены будут падать. Кто-то это быстро подхватывает и разносит. Так и живем с этим всем».

 

Превалирующее значение в привлечении клиентов играет репутация; реклама только лишь «напоминает» об этой репутации

«Если репутация компании, как говорится, на высоте, то клиент обращается»

«Эти же клиенты приводят своих знакомых и т.д.»

«По тому, как ты провел сделку, оказал услуги, естественно по рекомендации возвращаются клиенты, ну и, конечно, реклама… без рекламы не обойтись – всё в комплексе дает положительный результат»

«Все в комплексе, 80/20, 80 - репутация, 20 - реклама, которая обновляет репутацию»

«Может быть шикарная реклама, но все равно клиент узнает о репутации, прежде чем обратиться за услугой. И если репутация не положительна, то реклама не поможет»

«Мы рекламируемся, да, но в принципе … из-за того, что мы давно работаем у нас много клиентов по рекомендации».

 

Регуляцию рынка должно осуществлять профессиональное сообщество

«Вот было бы законодательно прописано – это принесло бы только позитив, потому что это абсолютно систематизировало рынок - раз, прекратило бы вечные проблемы между покупателем и операторами рынка об уплате услуг - два, и так же само между нами всеми прекратило такой момент как демпинг, конкуренция и т.д.. И мы бы стали не конкурентами, как, к сожалению, а коллегами»

«Хорошо не на государственном уровне это решать, а между собой договориться».

«И у нас как бы на рынке много риэлторов, как мы все знаем, которые перебивают у нас, в принципе, хлеб. Это частные маклера, которые не имеют никаких, так сказать, ни документов, ни платят никакие налоги. Вот обычно они демпингуют. О профессионализме говорить не приходится».

 

На сегодняшний день существует необходимость стандартизации профессионального сообщества риэлторов

«Самое главное - это стандарт, образование и ответственность риэлтора за оказанные услуги»

«Должна быть система, стандартизация процессов. И тогда будет легче работать всем»

«При наличии закона о саморегулировании риэлторы могут объединиться с саморегулируемой организацией»

«Это выгодно государству, потому что это дешевле для государства не нужно содержать министерства, аппараты»

«Это выгодно потребителям, потому что стандарты будут написаны так, чтобы не ущемлять их права, потому что это те стандарты, которые будут зарегистрированы государством»

«Участники рынка получают доступ к профессии, через образование, через экзамены, я считаю, что это необходимо»

 

В лицензировании риэлторской деятельности нет необходимости

«Лицензирование, на мой взгляд, это еще один способ получать взятки и усложнять все операции».

«Лицензирование? Нет, это даже не в стезе наших государственных веяний. Наоборот, лицензирование сокращается, так сказать, максимально».

«За отдельную плату ее можно будет купить»

«Это уровняет непрофессионала с профессионалом. Скорее всего, аферист с большим удовольствием найдет деньги для лицензии, и контролировать его будет абсолютно невозможно»

«Считаю, нужно лицензирование рынка, т.е. обязательно нужно. Но это должно исходить не от чиновников. У нас есть профессиональные сообщества. Я считаю, что должно быть не разрознено, а должно быть одно, одно большое профессиональное сообщество, которое будет лицензировать операторов рынка по определенным канонам, как должно быть в любой профессии»